КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРЕССА — полная инструкция

2kak-izbayitsya-ot-stressa

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРЕССА И ПЕРЕЖИВАНИЙ

 

Давайте подумаем — что такое стресс простыми словами? Реакция тела, которая приспосабливает человека к реальности.  Стресс НАПРЯГАЕТ.

Мы делим мир на «плохо для нас» и «хорошо для нас». Большинство стремится чтоб было «только хорошо».

Нам хорошо в привычных условиях. Но скучно. А мир нельзя загнать под свой шаблон «должно быть так — и точка»… Он такой, какой есть. Реальный. Меняющийся. Он заставляет каждый раз отрывать себя от привычного, чертыхаться  и идти за синей птичкой…

Когда мы не согласны с тем, что происходит, у нас возникает боль. От сопротивления этому миру, противоборства ТОГО КАК ДОЛЖНО БЫТЬ ДЛЯ НАС и реальности.

Чем больше мы обретаем опыта в общении с миром, тем больше расширяется наше сознание на то, что мы воспринимаем нормально. Не плохо и не хорошо. Просто принимаем как есть. И это перестаёт нас НАПРЯГАТЬ. Мы становимся включёнными в этот мир. Мир проникает в нас, в каждую нашу клетку, мы становимся с ним одним целым. Не боремся, и не задыхаемся от радости, мы и есть мир. Вы же не боретесь с собой?

И в этом состоянии равновесия мы обретаем свободу. Эмоции перестают влиять на нас, мы находимся в точке, из которой можно отправиться в любое состояние… Перекрёсток с началом всех дорог. Интересно?

Содержание статьи:

  • Формирование стрессов — для чего они служат
  • Что такое аффект и аффективные блоки?
  • 3 процесса, которые глобально нарушают структуру аффективных блоков.
  • Для чего надо знать основные потребности формирующиеся в детстве?
  • Как работает аффективная система?
  • Способы снятия стресса
  • Оптимизм — качество воспитуемое

 

Формирование стрессов — для чего они служат

 

Начну с того, что понятие добра и зла существует только в человеческом разуме. Мир животных, например, не имеет об этом никакого понятия, поскольку живет на инстинктах. И у животных нет кармы. Они не делят мир на плохо и хорошо. Для них мир един. Помните легенду об изгнании Адама и Евы из рая? Метафорически они вкусили плодов с древа познания. Стали мыслить двумя полярностями – что для меня добро и что зло. Перестали видеть мир в единстве, перестали говорить с Богом на одном языке. Познали гордыню.

Чтобы понять механизм стресса давайте посмотрим где и когда он формируется.

Рождающийся младенец подобен Богу. В чём же это подобие? Он видит мир в единстве, не разделяет себя и мир. Для него моё тело – я, мама – я, колыбелька – я, сад за окном – тоже я… И всё бы хорошо, если б не полная беспомощность этого существа. И для того, чтобы достичь богоподобия на другом уровне, ему придется пройти через дуальность в познании этого мира. Без Ада нет Рая. Всё для чего-то создано.  Из этого формируется волшебный инструмент – наша психика.

Итак, новорожденный ребёнок безграничен. В этом его отличие от взрослого. Он не отделяет себя от этого мира, и все выводы про всё что с ним происходит, делает о себе, и глобально. Мне хорошо – мир хороший — я хороший, мне плохо – мир плохой – я плохой! В первые 3 месяца жизни его отношение к тому что его окружает и к себе очень сильно зависит от окружающих, а выводы будут касаться себя. А из того какие выводы он сделал в этот период и какое поведение у него заложено здесь, формируются основные базовые качества, первое из которых – ОПТИМИЗМ.

Что такое аффект и аффективные блоки?

 

Давайте разберём, как это происходит. Первые дискомфорты, которые ребёнок испытывает – голод, недостаток кислорода, колебания температуры и влажности. И любой из них воспринимается как ощущение безнадёжности, бесконечности и опустошённости. Непонятно что со мной, что будет, когда это кончится, и если я – это весь мир, а я не знаю что с этим делать, то никто никогда не поможет, и это навсегда. И всё это вместе нарастает. Это фаза дискомфорта. Если не дать что нужно, то ребёнок проваливается в состояние мне плохо, всё плохо, глубокое состояние депрессии. Этот дискомфорт тотальный, генерализованный, или аффект.

Но к счастью у ребёнка есть мама, она его кормит (фаза получения того что требуется), и затем наступает фаза комфорта, расслабления. Он доволен, лежит и пускает пузыри.

На таких очень простых вещах формируются у любого человека аффективные блоки, или ПРИВЫЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Эта схема повторяется очень часто (дискомфорт, получение, комфорт). Если здоровых блоков больше 90%, то ребёнок понимает, что любой дискомфорт в конце концов закончится комфортом. Появляется ощущение, что всё будет хорошо, и это создаёт основу для жизненного оптимизма. Закладывается способность выдерживать дискомфорт. Когда мне обычно хорошо, и что-то происходит, то оно не сильно меня беспокоит.

К сожалению, не всегда всё происходит в лучшем виде, и есть

3 процесса, которые глобально нарушают структуру аффективных блоков.

 

  1. Затягивание дискомфорта уничтожает комфорт (дорогА ложка к обеду). Ребёнка надо кормить и пеленать по первому требованию, чтобы не вырастить истерика. Если убрать фазу комфорта из аффективного блока, то это будет переживаться как депрессия (что-то вроде постоянного дискомфорта). Но это не депрессия, а просто безрадостное состояние. Люди в основном стараются избавиться от неприятностей, но не понимают, что радость при этом не случится. Просто не будет боли.

 

  1. Примерные родители стараются предугадать все желания, и не дают вырасти дискомфорту. Это когда вас кормят ДО ТОГО, как вы проголодались. Ребёнок не успел захотеть, а ему уже дали… Вспоминается «золотая молодёжь»?  Это причина, почему уходят от идеальных мужей. Всё познаётся в сравнении, дуальность…

 

  1. Уровень удовольствия зависит от фазы комфорта. А это процесс интимный. Переживается в тишине и одиночестве, и на это надо время. Если у нас много впечатлений в отпуске, то надо ещё один отпуск, чтобы всё это переварить… Фаза комфорта должна проходить в покое. Мужа мало кормить, но важно оставить в покое…

В норме по мере построения здоровых аффективных блоков (обретения веры в хороший конец) количество дискомфорта, которое я могу пережить, становится достаточно большим. Когда дискомфорт связывается с комфортом в единый блок, то дискомфорт перестаёт быть дискомфортом. Он становится предвосхищением. Сладостным если ожидается. И дискомфорт становится переносим.

Особенность новорожденных детей – генерализованный дискомфорт, или аффект.  Любой дискомфорт переживается как «всё плохо», как боль от пальцев ног до кончиков волос. И пока ситуация не решена – мира нет на земле.

Из таких людей, застрявших в возрасте от 0 до 3х месяцев, вырастают лучшие управленцы. Они скушают всем мозги, пока не решат проблему. Но жить с ними невозможно. Если у него что-то случилось, надо ждать, пока выбесится. Когда муж приходит, и у него всё плохо, то бесполезно выспрашивать. Надо напоить, накормить и спать уложить. Понять, что с ним происходит, он сможет только задним числом.

Все могут провалиться в состояние аффекта. Но при этом у каждого существует свой порог переносимого дискомфорта. Одному достаточно, чтобы на него косо посмотрели в трамвае, а другому – чтоб угнали машину, выгнали с работы и умер отец. Если у вас 90% аффективных блоков здоровые, то у вас высокий порог, а если 20% здоровых – то низкий. В первые 6 месяцев формируются 80% всех аффективных блоков у человека. И дальше в жизни постепенно выстраиваются аффективные блоки на бОльшую часть ситуаций.

Аффективные блоки складываются через удовлетворение потребностей.

 

Для чего надо знать основные потребности формирующиеся в детстве?

 

Через них можно снимать стрессы.

У маленьких детей после базовых (накормлен, напоен, в безопасности), есть ещё такие:

  1. Ощущать границы своего тела. Из плотной матки я перешёл на воздух, а границ не ощущаю. Вот для этого ребёнка надо туго пеленать пока он спит, а когда не спит – одевать и тактильно стимулировать. Это потребность в тактильной стимуляции. Границей он ощущает пелёнку и мамины руки. За счет них он понимает, где он заканчивается. Ему надо, чтобы его тискали, много, сильно, нежно и ласково.

 

Когда у взрослого всё плохо, начните с массажа, обнимашек, любых телесных практик. Это один из самых сильных способов снятия аффекта. Исключение составляют люди гиперчувствительные, к ним особый подход.  Погреть одеялко, настелить много подушек, и позволить ему самому растечься и устроиться.

 

  1. Потребность дышать. Это единственная функция, управляемая самим ребёнком. Он может задерживать дыхание, особенно в напряжённом состоянии. Отсюда вся психосоматика и частые болезни дыхания у новорожденных.

 

Сначала надо расслабить, убрать аффект, и тогда лечить последствия. Дыхание позволяет ребёнку выражать тот дискомфорт, который с ним происходит.

 

И взрослому, чтобы устранить аффект, надо продышаться. Просто заставить дышать равномерно глубоко.

 

  1. Потребность в покое, постоянстве. Она глобальная, доминирующая. Выражается она через то, что в моей жизни есть что-то постоянное (есть дом, ухаживает только мама). На первом году жизни эта потребность соблюдается ритуалами, и поддерживается режимом дня.

 

Иногда в жизни изменения начинаются по всем фронтам. И человек проваливается в чистый дискомфорт, ему не за что зацепиться.  Соблюдением постоянных ритуалов в жизни (утренний душ, расчесывание волос) мы можем вытащить себя из тревоги.

 

У каждого ребёнка есть свой ритм, свои предпочтения, своя размеренность. За счёт того, что мама следует за малышом, у него появляется способность слышать свои ритмы. В ритмичности ребёнка с синхронностью мамы рождается размеренность. Это уникальное ощущение, что у меня всё во время.

 

А когда в жизни нет размеренности, наступает суетливость. Размеренность – это способность слышать свой собственный ритм. Внутреннее чувство ритма. Если оно работает, у человека хорошее отношение со временем. Ощущение, что времени хватает на всё. Время искать бесполезно. Надо послушать свой собственный внутренний ритм.

 

Чувство ритма формируется в первые 3 месяца. Мама следует, а ребёнок привыкает жить согласно этому ритму. Они подчиняются природе, солнечному циклу, времени года. И к возрасту 7-8 мес. ребёнок прекрасно следует своему внутреннему ощущению времени. И внутри любого коллектива он найдёт свой собственный ритм, если он привык в этом ритме жить.

 

Подготовка к садику начинается с приближения к режиму дня садика, к его ритуальности. Тогда переход происходит легко.

 

Все базовые потребности ребёнка будут сформированы к 6-7 месяцам. Смысл аффективных блоков в том, чтобы всё было хорошо.

 

Как работает аффективная система?

 

Любая ситуация (хорошая, плохая) вызывает нарастание напряжения, дискомфорта, тревоги.  Тело выдаёт наружу неосознанное поведение и речь. Если тело не справляется (напряжение переполняет) – то аффект идёт внутрь в виде нарушения дыхания и психосоматики. Так реагирует маленький ребенок, а психические структуры будут развиваться к 3 годам. Психика — система ОПОЗНАНИЯ аффекта. За малыша сначала это делает мама, она проговаривает ему, что его беспокоит, и выполняет определённые действия, постепенно он сам учится различать. Тогда появляется как реакция осознанное поведение и речь, и появляются чувства. Психика ОПОЗНАЁТ разные аффекты и выводит человека на нужные ДЕЙСТВИЯ. Таким образом сбрасывается энергия дискомфорта, через канал тела, или канал психики.

Получается, когда мы встречаемся с чем-то, что вызывает у нас напряжение и тревогу, то мы получаем ЭНЕРГИЮ. Она не хорошая и не плохая по сути. Просто  важно, КАК мы её потратим – пустим в дело на разрешение ситуации, или оставим у себя и будем с ней мучиться.

У ребёнка есть период хронических страхов. Когда психика уже сформирована, но ещё не всё опознаёт. Неопознанный аффект застревает в подсознании, он не дифференцируется в чувство, а переживается генерализованно, как хронический страх или депрессия. Аффект требует выхода, и человек взрослый будет интуитивно притягивать ситуации, чтобы его слить вместе с похожими чувствами. Хронические страхи – потребность в эмоциональных выплесках. Например, в скандале. Это определённая структура характера, основа истерии. Истерик орёт не по делу, ему важен сам процесс.

Дети до 3х лет, не имея психики, часто выдают психосоматику. Это норма, их способ реагирования. Их не надо лечить, им просто нужен хороший уход, внимательно смотреть на их ритм и удовлетворять потребности.

У взрослого человека, когда на него сваливаются все 33 несчастья, его психика не справляется, и слив происходит через тело: через аффективное поведение или обострение болезней.

Но есть и хорошая новость. Нет худа без добра. Спасать себя мы можем тоже исходя из особенностей этого возраста. В психосоматике ребёнка задействуется 3 системы – кожная, пищеварение и дыхание. Вот через эти системы мы и будем себя спасать.

 

Способы снятия стресса

 

Смотрим на базовые потребности, и их используем.

  1. Нас успокаивает еда. Она ассоциируется с маминым теплом и комфортом. Зависимость от еды трудно преодолеть, поскольку «если меня хорошо кормят – то меня любят». Отчаянная попытка заменить кое-что едой. И когда у человека высокий уровень тревоги, то первое что работает – еда.
  2. Дыхание – нужно просто обратить на него внимание. Взять под контроль. Подышать равномерно и глубоко.
  3. Можно сливать аффект через кожу. Погладить спинку, немного помассировать голову, поясницу, руки. Тактильная стимуляция очень эффективна. Можно принять контрастный душ как вариант. Теплая вода очищает физическое тело, а холодная – тонкое тело (эмоций). Также чтобы почувствовать границы тела, можно одеть приятную удобную одежду.
  4. Ещё один способ совмещает приятное с полезным. Это вкладывать энергию аффекта в движение, в спорт, в прогулки. Для тела приятно и энергия в дело идёт.

Получается, до того как начать выяснять отношения, надо принять душ, хорошо поесть или подышать, выйти на свежий воздух, прогуляться. И важно фокусировать внимание на процессе, не смешивать дела. Остаток аффекта будет мал, и вы сможете понять, что на самом деле с вами происходит. Эти простые приёмы убирают количество истерик, нервных срывов и выгораний на 80%.

Люди, которые в основном заедают свою тревогу, очень добрые, но большие. Если похудеют – будут злыми. Для них 5 дыхательных упражнений плюс холодный душ до еды помогает съесть в 4 раза меньше.

То, как внутри нас устроены аффективные блоки, формирует наше отношение к жизни в целом. Оптимист понимает, что дискомфорт – это досадное недоразумение, и активно участвует во всех событиях, которые предлагает ему жизнь. Пессимист настроен ни во что не втягиваться. Какой смысл в этом счастье, если всё равно плохо закончится? И оба искренне верят в это.

Библия говорит: «По вере тебе воздастся», что означает «во что веришь, то и будет». Мир – это большое зеркало. Он отражает твою веру. Но…

Оптимизм – качество воспитуемое…

 

через обретение позитивного жизненного опыта.

Имея счастливое детство и хорошие блоки, ребёнок формирует уверенность в себе.  Но за него всё делала мама. И оборотная сторона оптимизма – самоуверенность. И когда мы вырастаем, мы должны понимать, что в меня собственно вкладывался весь мир. Мама не самодостаточна. Всё, что меня окружало – не она создала. В это вкладывались люди. Мир так устроен. И надо обрести веру в мир.

У людей с нарушенной системой блоков нарушена вера в себя. Но поезд уже ушёл, и надо попытаться обрести веру в мир. Здесь 2 пути: либо найти партнёра, который вам не будет  отвечать на ваше неадекватное поведение, либо научиться своим аффектом управлять (не вылечиться, а компенсировать). Оставлять его на прогулках, в прохладном дУше, совершенствуя физическое тело. Это абсолютно здоровое русло. Сливаете аффект, оздоравливаетесь, прилично себя чувствуете и хорошо выглядите. Используете энергию во благо, чтоб после этого иметь возможность посмотреть осознанно на проблему, в спокойном состоянии.

Закаливание не стимулирует иммунитет, а просто сливает большую порцию аффекта, и тогда ничего не уходит в психосоматику. Нет топлива, на котором можно болеть. Здоровье и психика связаны намертво.

Если в течение года аффект оставлять за дверями своих отношений, то накопится много позитивных блоков, копилка наполнится.

Любая ситуация неподконтрольна, и она несёт вам энергию. Но управляет этой энергией наш способ мышления. На какой мысли наш мозг фокусируется, туда и сливается бОльшая часть энергии. Если вас воспитывала депрессивная мать, то вы задаёте в первую очередь одни вопросы: «За что мне это?» или «Что я сделал не так?» И это вносит новый уровень напряжения, замыкает порочный круг. Если же оптимист по натуре, то совсем другие. Негативные вопросы рождают негативные ответы, чувства и действия. И туда сливается основной поток.

Чтобы быть хозяином положения, надо выбрать правильную первую мысль, которая поддержит вас в позитивном русле. И этот момент надо в себе воспитать. Например, задать себе первый вопрос: «Если уж это случилось, что я могу с этим сделать?» или «Для чего у меня сейчас есть шанс?» И эти вопросы порождают действия. Вы находите выход из ситуации. От негативных чувств и мыслей нас никто не избавлял, но думать их мы будем во вторую очередь, когда энергии аффекта уже почти не останется. Главное – «какого волка ты кормишь».

Важно сделать привычной такую схему за месяц, научиться ловить себя и возвращать свои мысли на место. Потом будет легче.

Таким образом мы учимся выдерживать напряжение и направлять его в нужное русло. Оптимизм позволяет человеку полноценно жить не смотря на нерешённые проблемы, проходя их в плановом порядке. А не выплёскивать свой аффект сразу, либо решать проблему истерически.

Часто у взрослых аффект идет не в психосоматику, а в плохой характер (с потребностью в скандалах).  Раздул скандал, слил – тебе полегчало, а всем вокруг поплохело.  А когда вокруг тебя всем регулярно плохо, то с тобой расстаются и тебе совсем плохо. У тебя всё есть, но ничего не радует. И тогда ты потихоньку начинаешь самостоятельно двигаться в нужном направлении.

Если оптимизма в вас мало, и вы срываетесь в любой ситуации, то для начала надо спускать пар (через пищеварение, кожу и дыхание). И уже во вменяемом состоянии задавать себе правильные вопросы.

Психика похоже на сосуд. Его к 5 годам заполнили, и туда трудно вместить ещё что-нибудь, если ничего не вынуть. Но постепенно это будет делать своё дело. Любой взрослый может переделать себя за полтора года капитально. Но это реальная работа.

Есть оптимистичная натура, если оптимизм заложен в детстве. А есть оптимистичная привычка, которую выращиваешь сам. Иногда хорошие привычки дают больше результата, чем данные изначально.

 

Если статья понравилась, подпишитесь на рассылку, будут ещё интересные материалы!

Приглашаю на свою сказочную страницу в контакте, где можно найти мудрые сказки на самые разные жизненные сюжеты:

Движения души ~ блог Натальи Акшинцевой

А ЗДЕСЬ ДЛЯ ВАС НОВОГОДНИЙ  ПОДАРОК

__Антальяска

Please follow and like us:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Follow by Email
Instagram